2015 год оказался для России непростым. Национальная экономика пострадала от падения цен на нефть и международных санкций из-за конфликта в Украине. Слабый рубль и высокая инфляция ударили по доходам населения и подорвали потребительский спрос. В результате крупнейший в мире экспортер сырья вступил в первую за шесть лет рецессию. На пороге нового года инвесторы задумываются о том, каким он будет для России и что принесет. Investing.com опросил об этом ведущих экономистов.
Алексей Погорелов, главный экономист по России Credit Suisse:
Наш прогноз предполагает, что санкции будут оставаться в силе в течение ближайших нескольких лет. Тем не менее, мы не исключаем, что успешное участие России в сирийской кампании может привести к ослаблению ее политической и экономической изоляции в течение ближайших шести месяцев.
Мы считаем, что фискальная политика является основным источником рисков для России. Закон о федеральном бюджете на 2016 год не дает почти никакого гибкость правительства, если заложенная в него цена на нефть Urals ($50 за баррель) и ожидания восстановления экономической активности не материализуются. В то время как правительство ожидает реальный рост ВВП на 0,6%-0,7% в 2016 году, мы прогнозируем нулевой рост реального ВВП и ожидаем постепенного восстановления до 0,8% в 2017 году. Дефицит федерального бюджета, скорее всего, составит около 3,0% ВВП как в 2015-м, так и 2016 году, а в 2017 году он может сократиться до 2,0% ВВП. Что касается ключевой ставки, мы считаем, что ЦБ может сократить ее до 9,50% в 2016 году, и мы не ожидаем дальнейшего ослабления денежно-кредитной политики в 2017 году.
Дмитрий Полевой, главный экономист ING Bank по России и СНГ:
В условиях нерешенных структурных ограничений и рисков сохранения низких цен на нефть, экономическая ситуация вряд ли кардинально улучшится в 2016 году: мы ожидаем продолжение рецессии, пусть и в заметно меньших масштабах, чем в 2015-м. Напротив, несмотря на сохраняющиеся риски, мы сохраняем наш прогноз относительно шансов на снижение инфляции до 7% к концу 2016 года из-за устранения эффекта продуктового эмбарго, меньшего по масштабам влияния курсовой динамики, заметно меньшего планируемого повышения тарифов ЖКХ и, наконец, сохраняющихся спросовых ограничений на цены производителей и конечные розничные цены. Прогнозы по курсу рубля по-прежнему зависят от видения цен на нефть, и здесь наш базовый прогноз возможного повышения цен на нефть до $55-60 за баррель к концу 2016 года объясняет наш оптимизм относительно курса рубля: в базовом сценарии он может укрепиться до $59-60.
И даже если цены на нефть останутся около $35-40 за баррель, вряд ли рубль сможет уйти заметно дальше $70-75, учитывая продолжающуюся корректировку текущего счета и сохранение положительного сальдо и снижение оттока капитала из-за меньших выплат по долгам, накопленных запасов валюты банками и компаниями, отсутствия у населения «лишних» средств для масштабной конвертации в валюту, закрытие многих туристических направлений, а также улучшение восприятия иностранными инвесторами российского риска.
Наконец, в реальном выражении рубль уже заметно упал в контексте исторических значений, и даже более высокая инфляция допускает корректировку номинального курса лишь до 72-73 рублей за доллар в 2016 году для сохранения текущего уровня конкурентоспособности. Поэтому, структурно, ситуация на валютном рынке, с нашей точки зрения, в 2016 году будет относительно стабильной. Опасения по поводу того, что рубль «будут девальвировать» для решения бюджетных проблем, с нашей точки зрения, преувеличены, поскольку помимо положительного влияния на нефтяные доходы и положение экспортеров, все остальные эффекты отрицательны (высокая инфляция, повышенные ставки кредитов, снижение экономики и, как следствие, ненефтяных доходов казны, удар по несырьевому бизнесу и снижение инвестиций). Поэтому бюджетные проблемы нужно будет решать через сокращение и оптимизацию расходов и приведение их в соответствие с новой реальностью.
Лиза Ермоленко, экономист по развивающимся рынкам Capital Economics:
Уходящий год был трудным для российской экономики. По нашим расчетам, ВВП сократится на 3,5% по итогам года, а инфляция достигнет 13%. Хорошие новости заключаются в том, что пик рецессии в России, вероятно, пройден. Но хотя ситуация и должна улучшиться в 2016, восстановление экономической активности будет слабым, и мы ожидаем роста в 0,3%.
Восстановление будет подержано двумя секторам. Во-первых, спад в индустрии должен перейти в рост. Производство пищевых продуктов и химическое производство скорее всего останутся лидерами в этой сфере. Во-вторых, хотя розничный сектор останется слабым звеном в экономике, спад в этом секторе должен существенно замедлится. Мы ожидаем, что инфляция снизится до 7% к концу 2016, что снизит давление на реальные доходы населения. В то же время, снижение инфляции позволит ЦБ понизить процентную ставку.
Эти прогнозы основаны на нашем ожидании некоторого восстановления в мировых ценах на нефть (до $55 за баррель к концу 2016) и укрепления рубля (до 63,0/$ к концу 2016). Но если этого не произойдет, и цены на нефть останутся на их нынешнем уровне (или продолжат падать), Россия скорее всего проведет и 2016 год в рецессии.
Ирина Рогова, аналитик Forex Club:
Темпы роста ВВП России к концу 2016 года могут выйти на положительную территорию. Рост по итогам года будет символическим около 0,5%. Но для этого необходимо, чтобы среднегодовые цены на нефть установились на уровне 50 долларов за баррель, поскольку зависимость ВВП от нефтяных цен составляет 65-70%. Другим необходимым условием является снижение ставки Банком России (в декабре 2015 года она находится на уровне 11%), что будет способствовать ускорению роста экономики, но только после того, как этот позитивный импульс перекинется на реальный сектор.
Инфляция будет демонстрировать умеренное снижение. К концу 2016 года можно ждать падения ценового давления до уровня 8% от 12,4%, которые Минфин ожидает по итогам 2015 года. Это может быть обусловлено двумя факторами. Первый – эффект высокой базы: в конце 2014 – и в течение всего 2015 года рост цен был весьма высоким. В 2015 году минимум был отмечен по итогам ноября на отметке 15%. Второй – низкая потребительская активность, спровоцированная снижением реальных доходов населения. По последним данным, в октябре реальная заработная плата снизилась на 10,9%. На текущем этапе индексация зарплат, как в государственном, так и в частном секторе, остается ниже уровня инфляции. Помимо этого сдерживать потребление будет и достаточно высокая стоимость потребительского кредитования (18-20% годовых для обычных кредитов и 40,5-55,7% для POS-кредитов).
Темпы падения реальной заработной платы замедлятся в 2016 году. В течение всего 2015 года этот показатель демонстрировал снижение. По итогам ноября падение составило 9%. При условии, что инфляция будет замедляться, а рост номинальной заработной платы сохранится на уровне 2015 года (в среднем за 10 месяцев он составил 5,35%), можно будет ждать, что к завершению 2016 года падение реальных заработных плат составит 2,2%. А на территорию роста показатель вернется лишь в 2017 году, что спровоцирует увеличение потребительских расходов на товары и услуги. Надо отметить, что их доля в экономике страны обычно превышает 50% и, начиная с 2017 года, это может добавлять позитивной динамики ВВП.
Немає коментарів:
Дописати коментар